Сейчас расскажу про этого тунца, обалдеете. В каждом парке Тайваня есть его скульптуры, такие узнаваемые очертания... Ставят на пляжах, в национальных парках, чуть ли не символ благосостояния. Когда первый раз увидел живьем голубого тунца в рыболовецком порту - не поверил своим глазам. Акула! Два-три метра. Ах вот почему в суши нет костей. Эта рыбина в среднем весит 150 килограмм, но попадались и под тонну. Какие кости, там целый скелет. Есть три вида туны, с голубыми плавниками считается самым ценным и вкусным. Желтохвостик, так себе, всего 15 кило и его успешно выращивают на фермах. Ни одной попытки создать рыбную ферму голубого тунца успехом не увенчались, абсолютно океанская рыбина, ее стада бороздят Атлантику и Тихий Океан, мигрируют туда-сюда в зависимости от сезона. Вылавливается нещадно, практически под полное истребление и во многих странах ее добыча считается незаконной. Лиу Чиу специализируется на ее лове.
Теперь, беря в супермаркете банку консервированного тунца, будете знать в чем диференс между голубым и желтым, и почему такая разница в цене. Желтый весь из искусственных ферм, голубой из океана, деликатес и его еще поймать надо, пройдя по всем штормам. Американцы суют тунец во все, даже в гамбургеры и сэндвичи. На Тайване очень популярны суши из тунца и тут все как на ладони - мясо суши из голубого тунца насыщенное ярко красное, а из желтого - бледно-желтый цвет. Пригласите вот так девушку в рыбный ресторанчик... и желтый лучше не заказывать. Вдруг она грамотная, стыдно будет.
На острове Лиу Чиу два порта - туристический и рыбачий. В какой порт мы приплыли я пока не в курсе. Многочисленные пассажиры мгновенно рассосались в ночи. Оседлали свои побитые скутеры и исчезли пока я помогал двум тайванькам вытаскивать на берег порушенные экибаны. И порта никакого нет, просто будка кассы. А где тут туристический центр? Должен быть справа, я еще на том берегу рассмотрел карту на стене и там точно был указан Турцентр. Ни следа, ни упоминания на местности не обнаружено. Время уже 8 вечера, редкие фонарики подсвечивают пустые постройки, ни стоянки такси, ни карт, ни адресов отелей. Прикольно. И где ночевать?
И куда идти? Единственная темная улица ведет в глубь острова. По краям сидят стайки филиппинских рож полубандитского вида. И тут такой одинокий красавец уверенно топает с рюкзачком и фотоаппаратом. Переживать не стоит вообще. Во-первых, я точно вижу, что это филиппинцы-матросы по контракту. А во-вторых знаю, что если он меня хоть пальцем тронет, хоть глянет неласково - его ждет масса неприятностей и высылка на родину. Это, конечно, недоразвитый юг, нищета и отсутствие камер слежения. Но это маленький остров, деревенька и тут все про каждого известно. И еще, филиппинцы на удивление религиозные и богобоязненные христиане, хоть и ленивы до умопомрачения, но обижать ближнего не станут.
Явно добрался до центральной улицы какой-то одной из восьми здешних деревень, что-то похожее на жизнь. Не помню на каком языке общался с первой попавшейся тетушкой, но она поняла - нужен отель. Сейчас будет, подождите. Завела в дом, усадила, пока звонила и вызванивала машину, её дочь уже налила чаю. Вокруг бабушки, дедушки, внуки-правнуки, бог знает что... а вот и глава семьи. Дед лет семидесяти, строго глянул, кивнул, поздоровался и сел. Вокруг сразу все засуетилось.
- По-китайски говоришь?
- Нет, но понимаю на вербальном уровне.
Приехал шатлик, раскланялся с семейством, чай вполне хао хэ (вкусно), бу хао исы ради бога (извините), се-се (спасибо). Едем в соседний поселок. Тетя явно позвонила своему родственнику и сидит рядом, контролирует процесс заселения. Приехали. Так я давно не ночевал. С детства, в пионерских лагерях. Но с тех пор появились переломанная в армии спина, вывихнутые руки-ноги, сотрясения, вылеченный геморой, переставленные зубы... остальное все работает.
- НЕТ!!!, - комнатка полтора на два метра, телевизора нет, интернета нет, матрас на полу. Только не это. Так перепугался, что чуть слезы не потекли. Показываю ей пачку кэша в 20 тысяч NT. Сюда лучше с кэшем, с Пескадорских островов с такими приключениями выбирался, вовек не забуду, банкомата не найдешь.
- Люгуань (отель)! Ванлу (интернет). У вас точно есть, я помню, целых три человеческих отеля на остров!
На соседней лавке сидит парень - тренировочные штаны и майка, вроде не китаец, что-то из тайваньских тринадцати племен. Моя спасительница о чем-то с ним переговорила, возвращается:
- Это владелец самого серьезного отеля, все будет.
Вот ЭТО владелец отеля? Не верю, но сажусь в его побитый лимузин. Уже на завтра понял, что не побитых машин на Лиу Чиу нет. Все побиты насмерть, но тарахтят и этого достаточно. Улочки такие узенькие, что разъехаться может только машина и встречный скутер. И то с большим трудом. Куда едем не знаю, на вершину горы. Дома закончились, фонари потухли, только зелень и звезды. Пусть хоть хижина, зато на вершине горы.
Промелькнула табличка "Bliss Valla". Один из тех трех отелей! Невероятно. Только не Valla, а Villa, но требовать от китайской островной аудитории грамотности даже не вежливо и не красиво. Понятно же - грамматическая ошибка и понятно, что имелось ввиду. Чего выступать?
Вах, красота, огромная территория на вершине, небольшой комплекс двухэтажных строений, отдельный ресепшен в виде сарайчика на котором сразу заприметил мигающий роутер и столовка с баром под навесом. Шикарно. Боже, как шикарно. "Владелец" показывает "подожди секунду, покури". Через пять минут приехал его друг:
- Здравствуйте, я ваш переводчик на все время пребывания. Меня зовут Higashi Hung.
Бум... Стоял бы на скале, собирали бы долго в местном госпитале и опять вправляли руки в ноги. Английский переводчик входит в сервис???
- Вы на праздник?
- Какой праздник?
- Завтра шесствие, "Сожжение королевской лодки", очень редкий, раз в три года, сам в первый раз увижу.
Ах вот что меня держало две недели в Тайбэе. Сначала тайфун напал, потом уже доехали компанией в 6 утра до Taipei Main Station и разругались по ходу жизни, третья попытка еще смешней - приехал на вокзал, а не смог купить билет, кассирша сказала, что на моей кредитке 0 USD. Летел домой как ошпаренный, так, что пятки сверкали, по ходу посылая SMS-ки в Москву. Банк успокоил, все на месте, ничего подозрительного и из ряда вон. "Мы по вашим счетам географию Юго-Восточной Азии изучаем, все под контролем". Четвертая попытка через два дня увенчалась успехом - живу в свадебном номере и завтра Большой Праздник. Даже знаю что за праздник такой.
Жертвоприношение королевской лодки (King-ship Sacrifice)
Легенда гласит: В 1706 году в уезде Пиндун в заливе Донган был построен Буддистский Храм в честь воина Ван Ена, умершего в сражении и причисленного к лику божественных "Охранников". Ван Ен - настоящая историческая персона, жил в провинции Шандун, во времена правления династии Сунь в седьмом веке нашей эры. Прославился он тем, что однажды спас жизнь Императора Тан Тайцзуна и вместе с остальными 35 членами команды, принявшими участие в операции по спасению жизни Сына неба, получил право продолжить образование при какой-то специальной Императорской Академии. К образованию тогда допускали не всех, а самых преданных.
Эту группа стала известна как "36 школяров", ну или студентов. И все они однажды погибли во время несения дозорной службы в море. Сам Император поверил, что Ван Ен превратился в бога -"Дай тьен сюньшоу" и назвал в его честь судно. Корабль "Вэнь Ван Ена". Корабль построили и церемониально направили в порт вместо прежнего дозорного, чтобы люди были уверены, что все хорошо, все нормально, Ван Ен охраняет страну и стоит на страже.
Первая церемония была проведена в конце 19 века. С тех пор и проводят раз в три года. Строительство очередного корабля начинается за два года до церемониала. Используются только высококачественные материалы и древесина, обшивка и роспись основываются на дизайне и мотивах древности. Даже Донган называют "родным городом королевского корабля". Празднество длится 7 дней, начинается с "Приветствуем Тебя Ван Ен" и сопровождается обходом флотилии кораблей вокруг острова. Потом проходят 4-х дневные шествия по всем храмам острова и на последний день лодку сжигают. Сжигают, как символ ухода болезней и всех злых духов. Отправляют на небеса к своему владельцу.
****
Красивая легенда, но с меня забыли взять денег за вселение в отель, даже паспорт и ID не спросили для регистрации. Фантастика. Хозяин сбегал за бутылкой виски и принес пепельницу в номер для некурящих. Я же ухайдокаю и закурю за три дня все эти пологи и палантины. Денег за виски не взял, подарок. Под окнами в почти экваториальной ночи уже праздник, бегают совсем юные девочки, шумят и запускают фейерверки.
На горизонте светится Гаосюн
До полуночи сидели втроем планировали завтрашний день. На острове Лиу Чиу сто храмов и каждый буддийский и даосский храм завтра выставит свою команду. Хочешь? Хочу. Потом обход на кораблях вокруг острова. Присоединишься? Конечно. После обеда весь город соберется на центральном пляже и продолжатся торжества до самой поздней ночи.
Пора срочно спать, подъем в 5 утра, мне еще даосского демона в порт нести. Должен зайти Хигаши, разбудить - единственный переводчик на острове. Ну и абсурд. Уже засыпая на свадебных перинах, вдруг перепугался - а меня тут случайно оставить не хотят? Что все это значит? Кудрявые, голубоглазые блондинчики по острову забегают. И много! Переименуют Лиу Чиу в Angels Island, им не впервой переименовывать, а что, вполне красиво.
Оглавление:
- 1. Остров Лиу Чиу. Introduction
- 2. Остров Лиу Чиу. Arrival
- 3. Остров Лиу Чиу. Around the island
- 4. Остров Лиу Чиу. On a beach
- 5. Остров Лиу Чиу. On Caves